ОБЯЗАТЕЛЕН К ПРОСМОТРУ ДЛЯ ВЛЮБЛЁННЫХ В МИР ТАНЦА
Большинство фильмов о балете показывают строгость, дисциплину и бесконечную выносливость, безусловно необходимые для успешной карьеры на сцене, но режиссёры часто преувеличивают, для большей трагичности и обеспечения коммерческого успеха картины высасывают из пальца негативные истории. Однако, тема «осколков стекла в пуантах» из «Чёрного лебедя» и подобных бестселлерах кинематографа, в реальности – скорее редкость. У зрителей создаются впечатления, что такое имеет место везде, а на самом деле, эти случаи индивидуальны, происходят и не в каждой труппе, и не у каждого танцора. Ещё часто встречается плохая актёрская игра, неудачные ракурсы, плохой сценарий, что даже интересную идею превращает в мусор, это разочаровывает поклонников балета. Но снимают и стоящие картины, которые передают правдивую жизнь танцоров вне сцены, и действительно вдохновляют сходить после просмотра на какую-то постановку.
Документальный жанр из-за своей специфики способен намного правдивее показать повседневную жизнь артиста балета. Но нечасто режиссёрам-документалистам удаётся сделать проект о балете, подходящий и для массового зрителя, и для поклонников танца как вида искусства. 22 мая 2023 в московском кинотеатре Иллюзион состоялась премьера фильма «Временные ограничения», в котором всё сложилось, как надо. Его высоко оценили самые жёсткие критики.
Фильм производства компании «Арк Пикчерс», режиссёра Ксении Гапченко, вышел в свет при поддержке Министерства Культуры РФ и рассказывает о невероятной истории: мировые звёзды балета, артисты Большого театра Владислав Лантратов и Мария Александрова, получили тяжёлые травмы – разрыв ахилловых сухожилий – с разницей в несколько недель. Если у Марии это произошло на репетиции, то у Владислава – во время важной премьеры перед сотнями зрителей. Быть на сцене для артистов значит всё, независимо от того, где они выступают – в театре своего города, в Большом театре или на других всемирно известных площадках. И вдруг в один миг любимая работа и карьера останавливаются.
«А вдруг она в этот раз не захочет» – обращается к своей ноге Мария, словно к живому отдельному человеку, переживая подобную травму уже во второй раз. Ведь не всегда после неё возможно восстановление. Как принять всё, что с тобой произошло, без обиды на себя и свою судьбу? Как двигаться вперёд, признавая, что есть вещи, которые нельзя торопить, и что, возможно, другого выступления на сцене уже никогда не будет?
Фильм демонстрирует повседневную жизнь Марии и Владислава, начиная их историю издалека, со студенческих времён, и открывает очень личные моменты, ведь артисты вместе не только на сцене, но и вне неё. Как они заботились друг о друге на протяжении всего периода операции и восстановления. Чем они занимались, чтобы время не тянулось так долго. Видя их историю борьбы, чувствуешь, что возможно, главный действующий герой этой картины – это чудотворная Любовь. Без этого чувства возможно артистов уже не ждало бы возвращение на сцену. А оно состоялось и стало триумфальным!
На официальной премьере в «Иллюзионе», где также на 2 дня открылась фотовыставка известного фотографа Чарльза Томпсона, посвященная Александровой и Лантратову в разные периоды их жизни, присутствовали сами артисты и участники проекта, их друзья, коллеги, почитатели и представители СМИ. Главные герои вечера поделились с журналистами своими впечатлениями о съёмках.
Владислав Лантратов: «После того, как Мария получила травму, с которой уже сталкивалась раньше, стало понятно, что эту историю обязательно надо снимать – это уникальный случай. Во-первых, ради моральной поддержки, чтобы Мария вдруг не расслабилась и не поддалась какой-то депрессии, а во-вторых, конечно же, чтобы запечатлеть процесс восстановления. Балерина столь высокого уровня борется со столь сложной травмой. Хотелось запечатлеть всё, от момента травмы до полного возвращения профессиональной формы и выхода на сцену. А потом всё то же самое случилось со мной… В начале было непросто привыкать к тому, что рядом с тобой все время находятся человек и его камера. Всё, что с тобой происходит, пока ты в таком уязвимом состоянии, «сохраняется». По ходу изменений в собственных возможностях, по мере решения поставленных врачами и реабилитологами задач, которые необходимо было решать, по мере заживления ноги, нас больше стало заботить, что мы делаем, как мы ходим, как продвигается восстановление. Тогда уж о присутствии камеры мы забыли, всё стало естественно».
Мария Александрова: «Сначала я контролировала собственные телодвижения, первое время совсем немногочисленные. Ещё пыталась контролировать, как там существует Влад, потому что понимала, что мне в чём-то проще – я хотя бы знаю, какой будет ход событий. А Влад проходил всё это впервые, и мне хотелось, чтобы он всё перенес как можно легче и быстрее».
«Временные ограничения» – фильм о мире танцев, который стоит посмотреть всем, и возможно взять в свои руки, начать бороться за своё счастье и свою мечту, даже если вы переживаете препятствия и трудности. Это краткое и честное отображение не просто жизни звёзд балета, но и проекция мыслей режиссёра о духовной стороне жизни сильных характером людей. В нём также очень четко ловишь незримое присутствие Бога, который помогает героям встречать неожиданные перемены и повороты судьбы и в чём-то стать даже лучше и сильнее, чем были до «временных ограничений».
С 28 мая фильм можно посмотреть в кинотеатрах Москвы, Санкт-Петербурга, Перми и других городов, а также на онлайн-сервисе «Кинопоиск», благодаря содействию проекта TheatreHD, компании COOLCONNECTIONS, организатора международных кинофестивалей, дистрибьютора документальных фильмов и трансляций значимых театральных постановок в кинотеатрах.
Екатерина Кузнецова
Фото предоставлены PR-службой TheatreHD